А.Э. Попович
кандидат педагогических наук, заместитель начальника Управления образования ЮВАО г.Москвы *
К вопросу о профессиональном самоопределении выпускников
общеобразовательных школ
В условиях интенсивного поиска путей дальнейшего экономического развития страны, сочетающего дифференцирование рыночных отношений и государственное регулирование, у молодежи возникает потребность в развитии социальной активности, гражданской инициативы, предприимчивости и способности определять свое будущее. В сложившейся ситуации выпускники школ серьезнее относятся к выбору профессии, так как перед ними остро стоит вопрос о самоопределении в современных социально-экономических условиях. Особая роль в формировании таких качеств личности принадлежит общеобразовательным учреждениям.
В педагогической энциклопедии под самоопределением понимается становление личностной зрелости, осознанный выбор человеком своего места в системе социальных отношений, что подтверждает достижение личностью такого уровня развития, который позволяет ставить цели занять собственную позицию в структуре различных связей между людьми, в том числе профессиональных1.
Самоопределение может рассматриваться как процесс освоения человеком различных социальных ролей. Это требует определенной зрелости мотивационной сферы личности, которая формируется под влиянием воспитания. А.Г. Асмолов, например, полагает, что личностное самоопределение связано с тем, что «личность овладевает ролью (социальной. -А.П.), используя ее как инструмент для перестройки своего поведения в
* Попович Алексей Эмильевич, e-mail: [email protected]
1 См.: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1999, т. 2, с. 307.
различных ситуациях»1.
Самоопределение - это сложный, многоступенчатый процесс развития человека. Все виды самоопределения - личностное, жизненное, социальное, профессиональное, семейное - постоянно взаимодействуют.
Объектом нашего исследования является процесс профессионального самоопределения выпускников общеобразовательных школ, который занимает особое место в становлении зрелой личности.
Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития и первым этапом в профессиональной карьере человека, из чего следует, что подготовка учащихся к профессиональному самоопределению должна быть приоритетной задачей общеобразовательного учреждения.
Существуют разные подходы к определению сущности профессионального самоопределения. Представители психологической науки (Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, В.В. Чебышева, П.А. Шавир и др.) считают, что профессиональное самоопределение играет особую роль в общем процессе развития личности. Так, Е.А. Климов подчеркивает: «Стадия профессионального самоопределения подрастающего человека - органическое звено целостного процесса его развития»2.
В педагогических работах (В.А. Поляков, С.Н. Чистякова, Т.И. Шалавина и др.) профессиональное самоопределение определяется как «процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой
-5
сфере и способности ее самореализации» , «процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности»4, система установок личности (когнитивных, оценочных, мотивационных) по отношению к конкретной профессии.
1 Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990, с. 335.
2 Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983, с. 72-73.
3 ПряжниковН.С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика: Учеб. пособие. М., 2008, с. 33.
4 Концепция системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ / Науч. рук. С.Н. Чистякова. Ярославль, 1993, с. 37.
Профессиональное самоопределение базируется на выборе профессии, но не заканчивается этим, так как в течение жизни человек постоянно сталкивается с необходимостью профессиональных выборов в процессе обучения, повышения квалификации, при потере работоспособности или места работы и т.д.
Н.С. Пряжников выделяет следующие типы профессионального самоопределения: а) в конкретных трудовых функциях, операциях, когда человек существенно ограничен рамками своей деятельности; б) в рамках определенного трудового процесса, где возможности самореализации несколько расширяются; в) при самореализации в рамках специальности, которая позволяет человеку выбирать не только конкретные места работы, но и различные организации при сохранении своей основной специальности; г) при выборе профессии, позволяющей человеку маневрировать в рамках смежных специальностей'1.
Задачи профессионального самоопределения усложняются по мере взросления учащихся. В связи с этим перед педагогами стоит задача -использовать возможности каждого возрастного периода в формировании растущей личности. Как известно, социальная ситуация подросткового возраста такова, что именно в этот период в силу достигнутого воспитанниками уровня развития появляются новые возможности для того, чтобы направить их деятельность на благо общества. Установлено, что осознание подростком своих отношений к окружающей действительности выступает одной из предпосылок возникновения социальной ситуации развития старшего школьного возраста, для которой характерно эффективное формирование мировоззрения, убеждений, развитие опосредованных потребностей.
Старшеклассники находятся на этапе уточнения социально-профессионального статуса. С учащимися этих классов на основе предшествующих этапов обучения осуществляется профессиональная
1 См.: Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М. - Воронеж, 1997, с. 83-84.
деятельность на базе углубленного изучения учебных предметов, к которым у них проявились устойчивые интересы; сосредотачивается внимание на формировании профессионально важных качеств, контроле и коррекции профессиональных планов с использованием различных способов оценки результатов труда. Целенаправленно осуществляется социально-профессиональная адаптация старшеклассников.
Нами был проведено анкетирование старшеклассников школ ЮВАО г. Москвы «Чем Вы руководствуетесь при выборе профессии?» В ответах были названы следующие мотивы: интерес к профессии - 29%; возможность применить свои знания и способности - 16%; легкость в приобретении профессии - 4%; возможность хорошо зарабатывать - 51%. В результате мы выявили определенную искаженность ценностных установок, связанную с меркантильными соображениями. Возможность творческого труда и становления мастером своего дела, наличие практического опыта по этой профессии, романтику, возможность завоевать уважение и почет не указал никто из опрошенных учащихся. Данные опроса свидетельствуют о необходимости стимулирования самопознания и самореализации личности, а также создания базиса поиска стратегии профессионального и личностного самоопределения учащихся.
На основе изучения различных исследований нами выявлены различные подходы к определению уровней готовности школьников к выбору профессии. Так, С.Н. Чистякова выделяет три уровня профессионального самоопределения по следующим характеристикам: знание об избираемом виде трудовой деятельности; сформированность интересов, склонностей, способностей, психических процессов; соответствие личностных качеств и черт характера избираемой профессии; убежденность в правильном выборе профессии; наличие адекватной самооценки; активность в общественно полезном труде. В зависимости от глубины и степени сформированности этих характеристик ею выделяются высокий, средний и низкий уровни профессионального
самоопределения1. Существуют также и более сложные градации этих уровней.
Мы определили следующие критерии сформированности профессионального самоопределения, взяв за основу сформулированные С.Н. Чистяковой: а) идейно-нравственный критерий, предполагающий наличие общественно значимых мотивов выбора профессии, осознание долга перед обществом, стремление принести ему как можно больше пользы своим трудом; б) общетрудовой критерий, показывающий наличие интересов и уважения к людям труда и любому труду, потребности в трудовой деятельности, сформированность общетрудовых умений и навыков; в) практико ориентированный критерий, свидетельствующий о склонности и способности к конкретному виду трудовой деятельности, о наличии адекватной самооценки соответствия личностных качеств и черт характера требованиям избираемой профессии, убежденности в необходимости выбора именно данной профессии.
На основе анализа данных, полученных в ходе исследовательской работы, мы пришли к выводу, что всю совокупность обследованных учащихся можно условно отнести к трем уровням развития профессиональных интересов.
Старшеклассники с высоким уровнем характеризуются наличием сформированной мотивационной основы выбора профессии, положительным отношением к ситуации профессионального выбора, активной позицией в выборе профессии, наличием обоснованного плана профессионального самоопределения, включающего запасные варианты выбора профессии; наличием адекватного представления об индивидуальных особенностях, знанием о предъявляемых профессией требованиях к человеку, умением анализировать и сопоставлять их между собой. Выбор профессии осуществляется ими самостоятельно и обычно не расходится с рекомендациями родителей, учителей.
Средний уровень профессионального самоопределения характеризуется неокончательной сформированностью мотивационной основы выбора профессии; учащиеся, находящиеся на этой ступени, имеют неясное
1 См.: Концепция системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ / Науч. рук. С.Н. Чистякова.
представление о своей будущей профессиональной деятельности в связи с недостатком информации о своих качествах и мире профессий; не всегда адекватно оценивают и определяют свои профессионально значимые качества и склонности; нерегулярно, от случая к случаю пополняют информацию о профессиях и особенностях человека. Нечеткие цели не позволяют им иметь обоснованный профессиональный план, они не задумываются о запасных вариантах выбора профессии и не всегда могут правильно оценивать свои качества и требования профессии, а также соотнести их друг с другом. Выбор профессии осуществляется ими, как правило, под влиянием. Обычно их заинтересовывает только та деятельность, которая им нравится, но при этом они не соотносят ее с профессиональной направленностью.
Низкий уровень представляют учащиеся, которые к окончанию школы еще не задумывались о том, к какому виду деятельности они пригодны; в силу слабой информированности затрудняются назвать конкретное учебное заведение, в котором могли бы продолжить образование, или предприятие, на которое могли бы поступить на работу, при этом они слабо ориентируются в своих индивидуальных особенностях, чертах характера, не занимаются самовоспитанием. У них слабо развита мотивационная основа выбора профессии, вследствие чего отсутствует план профессионального самоопределения.
Знание показателей и уровней готовности школьников к выбору профессии дает возможность педагогу выявлять индивидуальные особенности его осуществления, корректировать деятельность каждого ученика в плане избираемой профессии, давать обоснованные рекомендации по совершенствованию тех качеств личности, которые необходимо учитывать в подготовке к будущей профессии, оказывать помощь в профессиональном самоопределении выпускников общеобразовательных школ.
Следует отметить, что на становление профессионального самоопределения старших школьников активно влияют:
1. Систематическая профессиональная диагностика и профориентация старших школьников со стороны педагогов общеобразовательных учреждений.
Для изучения профессиональных потребностей, интересов, склонностей, профессиональной направленности, мотивов выбора профессии, ценностных ориентаций используются две группы методов, направленных на усиление подготовки учащегося к будущей профессии:
- методы профессионального просвещения и формирования профессиональной направленности (рассказ, лекция, беседа, убеждение, метод положительного трудового примера, экскурсия, диспут, метод критического творческого диалога, метод «диалога» с самим собой, педагогический мониторинг, рефлексия и др.;
- методы социально-профессиональной адаптации и профессионального воспитания (поручение, упражнение, трудовое задание, общественно полезный труд, производительный труд, предъявление требований в труде, опыт профессиональных проб, тренинг, общественное мнение, создание воспитывающих ситуаций, соревнование, ролевая деловая игра, воспитание на трудовых традициях и др.
2. Разнообразный и последовательно развивающийся труд учащихся, подчиненный задачам формирования у них готовности к профессиональному самоопределению, проявлению творчества в труде.
Центральное место в социально-профессиональной адаптации и профессиональном самоопределении учащихся занимают организация их трудовой деятельности и формирование трудового опыта. Важными элементами организации трудовой деятельности старшеклассников являются постановка задачи, планирование, управление трудовыми процессами, стимулирование, регулирование, контроль, оценка результатов труда, тестирование. Вовлечение учащихся в трудовую деятельность в соответствии с выбранной ими профессиональной направленностью формирует у них комплекс трудовых умений и навыков, гражданских, волевых и эстетических
качеств будущего предпринимателя, рабочего, мастера, фермера, менеджера и др.
3. Использование инновационных технологий.
Например, в последнее десятилетие в общеобразовательных учреждениях стало активно вводиться профильное обучение, предполагающее использование таких методов, как самостоятельное изучение основной и дополнительной учебной литературы, а также других источников информации, обзорные и установочные лекции, лабораторные и лабораторно-практические семинары, собеседования, коллоквиумы, дискуссии, творческие встречи, информационная поддержка с помощью учебных видеофильмов, электронных текстов, ресурсов Интернета, проведение творческих защит проектов, эвристических контрольных работ; использование рейтинговых оценок успешности профильного обучения; экскурсии на предприятия, специализированные выставки; практика на реальных рабочих местах и др.
4. Содружество образовательной школы и других социальных партнеров, способствующее адекватному профессиональному самоопределению.
Школа, являясь общественным социальным институтом, должна обслуживать социальный заказ общества, государства (региона), поэтому необходима целенаправленная профориентационная работа с учащимися с учетом состояния современного рынка труда и, в первую очередь, потребностей рынка труда региона, его образовательного потенциала.
Важная роль отводится различным социальным партнерам, с которыми школа тесно контактирует в процессе профориентационной подготовки старшеклассников. Каждый из них выполняет свои функции через определенные направления совместной деятельности: образовательные учреждения, учреждения общего образования (другие школы); средства массовой информации; службы занятости, психолого-педагогические центры; культурно-просветительские учреждения; общественные организации; предприятия, организации, фирмы; органы власти.
5. Индивидуальный подход к старшим школьникам на основе профильного обучения.
Процесс создания индивидуального образовательного маршрута старшего школьника позволяет формировать профессиональную направленность молодых людей. Деятельность по агитации учащихся на работу в определенные места и консультации их относительно возможностей трудоустройства, перспектив и условий работы, безусловно, необходима. Однако она должна проводиться на основе анализа психологической структуры личности учащегося. Правильная постановка такой работы позволит заранее спрогнозировать примерное соответствие индивидуальных качеств личности тем требованиям, которые предъявляет профессия к человеку, выявить интересы и склонности ребят. Это даст возможность вести профориентационную работу на основе дифференцированного и индивидуального подхода. Ведь перед школой стоят задачи удовлетворять запросы не только общества, но и, в первую очередь, личности.
Таким образом, сознательный выбор профессии выпускник общеобразовательного учреждения может сделать на основе соотнесения требований, которые профессиональная деятельность предъявляет к человеку, и своих возможностей, т. е. состояния здоровья, подготовленности, интересов, склонностей и других профессиональных качеств. Профессионально важные качества - особенности человека, в которых выражается его социальная направленность, общая и специальная подготовка, психические процессы, особенности темперамента, физические качества, соответствующие требованиям к представителю какой-либо профессии и способствующие успешному овладению ею.
Попович А.Э. К вопросу о профессиональном самоопределении
выпускников общеобразовательных школ. В статье рассмотрены
приоритетные задачи профессионального самоопределения учащихся
общеобразовательных учреждений и определены современные подходы к его
9
реализации.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, выбор профессии.
Popovich A.E. To the question of professional self-determination of leavers. This article contains information about the priorities of professional self-determination of students of educational institutions and defines the modern approaches to implementation.
Key words: professional self-determination, choice of profession.